История Омского аэроклуба

Небо Омска. Как все начиналось: история первого аэроклуба.
Без заголовка
В 1928 году в г. Омске  был образован первый планерный спортивный кружок, в котором занималось 68 человек, а в 1930 году для большого количества девушек и юношей открылись двери лётно-планерной школы. Приказом Центрального совета Осоавихима в январе 1933 года был организован Омский областной аэроклуб Осоавиахима. Аэроклуб подчинен непосредственно облсовету Осоавиахима гор. Омска.

В 1933 году здание по адресу: г. Омск, ул. Подгородная, д. 1 передано клубу в аренду ДУ № 11 Куйбышевского районного управления с оплатой в год арендной платы и расходов по ДУ в сумме 17,2 тыс. руб. 

Аэродром находится за Сибакой в 12 км от города. Центральная часть – 250х300 м для полетов не годился: имелись бугры, ямы.  Проездная дорога 3 км непригодна для автомашин и гужевого транспорта. На аэродроме имеются авиамастерские и здание саманного типа 21х14х3 м. Построено в 1932 году под столовую.

С начала существования аэроклуб выполнял поставленные перед ним задачи по подготовке авиационных специалистов: пилотов, планеристов, парашютистов, авиамехаников, механиков по приборам и вооружению.

В 1935-1937 года учебные полёты выполнялись на самолётах Р-5. Первый выпуск пилотов Омского аэроклуба состоялся в 1935 году.

Парашютный и самолётный спорт стали непременным условием существования аэроклуба. В 1935 году постановлением оргбюро ВЦСПС за отличные достижения в области парашютной техники и хорошую учёбу первая в городе Омска парашютистка, учащаяся техникума Сельхозмассивстроения Вера Константиновна Керн  была награждена именными часами. Она совершила учебный парашютный прыжок, покинув самолёт У-2 на высоте 800 метров. 30 июня 1935 года ей было выдано свидетельство за № 500 и нагрудный значок № 21499.

«В 1933 г. Омский аэроклуб имел 103 юридических члена и 1500 населения. Аэроклубу удалось втянуть в практическую работу как юридических, так и физических членов и тем самым обеспечить себе прочную материальную и людскую базу. 

Большую массовую работу проводит аэроклуб среди физических членов. 25% от общего количества охвачено учёбой в кружках планеризма, парашютизма, по изучению авиамотора и в лётных группах.

Широкую массу трудящихся аэроклуб обслуживает организуемыми на аэродроме массовками с популярным объяснением материальной части и катанием на самолётах.

В 1936 г. на массовках поднято в воздух по городу 10 тыс. и по области 15 тыс. человек.

Организована специальная группа для повышения квалификации инструкторов и после серьёзной учёбы все они как штатные, так и общественники уже совершали полёты на ЛИР-6. Зимой комсостав, в том числе и общественники, наряду с регулярной командирской учёбой, изучали физику, математику, родной язык, историю ВКП(б) и экономическую географию.

В Омском аэроклубе работают 33 инструктора – общественника. 6 лётчиков, 11 планеристов, 16 парашютистов.». 

Из очерка И. Корнилова о работе Омского аэроклуба и подготовке лётчиков от 3 августа 1938 года: «Около сто юношей и девушек, освобождённых от производства, упорно овладевают в Омском аэроклубе сложным искусством лётного дела. Впереди всех в лётной подготовке идёт в отряде звено командира Виктора Карташова. За два года работы инструктором он подготовил 30 пилотов. Часть их стала лётчиками военными, трое учатся на инструкторов, а один уже успешно работает инструктором. И сейчас в звене Карташова десятки отличников теоретической и практической подготовки. Среди них Джоджуа – студент сельхозинститута, Огурченский – рабочий завода имени Куйбышева, Михайлов – шофёр пожарной команды, Линкин – рабочий авиаремонтных мастерских и другие.

На голубой «двойке» поднимается в воздух студентка сельскохозяйственного института т. Коваленко, первая из девушек отряда взлетевшая самостоятельно. Она выполняет фигуры высшего пилотажа. Учлёты Николаев (Сибзавод), Воронченко (сельскохозяйственных институт) и Максимов (ПВРЗ) готовятся к предстоящим перелётам на большую дистанцию.

В соревновании аэроклубов Союза Омский аэроклуб вышел в число передовых. Центральный совет Осоавиахима наградил значком «За активную оборонную работу» как образцово и безаварийно выполняющих учебный план в 1938 году работников Омского аэроклуба: Ф.В. Курочкина – начальника лётной подготовки, В.С. Карташова – командира звена и Б.С. Харчука – инструктора-общественника.

Коллектив Омского аэроклуба успешно готовит новые кадры гордых, смелых советских соколов».

27 августа 1940 года Центральный Совет Осоавиахима принял постановление «О перестройке военного обучения членов ОСОАВИАХИМа». Начался переход от кружковой системы к занятиям в учебных подразделениях. Были созданы группы, команды, отряды.

Отчет о работе Омского аэроклуба за 1940 год.
Задача: - пилотов – 187;
- бойцов – парашютистов – 80;
- бойцов – планеристов – 28.
Комплектование было начато 15 августа 1940 года.

3 очереди:
1 очередь основного набора – к 1 ноября принято 79 чел., с 1 ноября начата учеба;
2 очередь – дополнительный набор с отрывом от производства. 28 ноября и 29 ноября приступили к учебе 80 чел.;
3 очередь основного набора. 28 декабря и с 1 января приступили к занятиям 83 чел.
Всего 242 чел.

СВЕДЕНИЯ 
о передаче учлетов Омским аэроклубом в авиашколы ВВС за 1940 год
Снимок экрана 2025-10-11 в 18 31 20

Представляется аэроклубами непосредственно в Управление авиации ОАХ СССР и РСФСР после окончания работы комиссии НКО.

ИТОГОВАЯ ВЕДОМОСТЬ   
на сданных пилотов первой очереди областным аэроклубом Омской области в 1940 году
Снимок экрана 2025-10-11 в 18 34 55

Указания по комплектованию дополнительного набора в аэроклубы Осоавиахима на 1941 год.
«Срок комплектования и обучения.
1. Комплектование переменным составом провести по нарядам военных комиссариатов и путем приема добровольного набора.   
         Комплектование основного набора закончить к 30-му июля и начать занятия не позже 1 августа.
         Теоретическую подготовку проводить параллельно с летной подготовкой.
 Курсанты дополнительного набора должны быть подготовлены и переданы комиссии ВВК Красной армии не позднее 15 декабря 1941 года. 
2. Не принимать к обучения по национальности: немцы, поляки, латыши, литовцы. Эстонцы, греки, турки, персы, болгары, румыны и др. национальности. 
3. Возраст – 18-24 лет включительно.
4. Образование – не ниже 7 классов.
Примечание: женщин в аэроклубы не принимать.»

Приказ № 0116 от 17 июля 1941 года.
«На основании решения СНК СССР от 06.07.1941 г. предлагаю:

1. Дальнейшую подготовку (с 06.07 с.г.) курсантов основного набора производить с отрывом от производства…
4. Курсантов основного набора и дополнительного набора обеспечить:
- стипендией в размере 100 руб/месяц;
- бесплатным питанием (по нормам дополнительного набора 1940 года»

Курсанты в количестве 150 человек набора июль 1941 года приступили к занятиям 21 июля 1941 года.

Задание на 28 июля 1941 года:

По состоянию на 1 августа 1941 года штатно-должностной список лётно-технического состава аэроклуба составлял 32 человека.

18 августа 1941 года произведен дополнительный набор в количестве 150 чел., которые приступили к теоретическим занятиям с 21 июля 1941 г.

В августе 1941 года начальник Омского аэроклуба Леонов доводит до начальника управления авиации ЦС Осоавиахима подполковника Кузьмина информацию о том, что Омский аэроклуб 5 июля 1941 года произвел сдачу комиссии НКО 1-ой очереди, в количестве 60 чел.

Переданные пилоты зачислены кандидатами в школу ВВС.

2-я очередь в количестве 68 чел., приступила к наземной подготовке с 4-го июля 1941 года.

Объявлен набор в аэроклуб 15 июня и в настоящий момент в большинстве идет приток кандидатов с 7-8 летним образованием. Большинство поступающих заявлений из районов с образованием 7-8 классов.

18 августа 1941 г. произведен дополнительный набор в количестве в 150 чел., которые приступили к теоретическим занятиям с 21 июля 1941 г.

20 августа 1941 года сдали экзамены и представлены к выпуску 67 человек, все по результатам испытаний выпущены. 1 чел. выбыл по случаю болезни и переведен в июльский набор.

По решению Государственного комитета обороны за № 851/сс от 1 ноября 1941 года Центральный совет Осоавиахима обязан передать Главному управлению ВВС Красной армии к 15 ноября 1941 года самолеты У-2 с экипажами (лётчик, техник).

От Омской области:
– 19 самолётов У-2 с моторами М-11, которые должны иметь 50% ресурсов, установленного до очередного ремонта и не должны иметь более трех ремонтов с начала эксплуатации.
Личного состава  предлагается выделить:
- лётчиков – 12 человек.
- техников – 12 человек.

6 ноября 1941 года из Омской военной авиационной школы пилотов в Омский Осоавиахим поступил приказ № 00126 от 5 ноября 1941 года о создании комиссии по приёму личного состава и материальной части от аэроклубов Омской области и инструкция о создании комиссии по выполнению указанного приказа. 

Из отчета о работе Омского аэроклуба Осоавиахима за 1941 год сформирован 680 авиаполк в г. Омске.
В апреле 1942 году приказом ЦС Осоавиахима Омский областной аэроклуб был ликвидирован, а вместо него был  создан Омский парашютно-планерный клуб, которому были переданы и авиаремонтные мастерские, которые требовали ремонта (прогнили полы, протекает кровля).

СПИСОК
л/с Омского ППК по состоянию на 23 сентября 1944 г.
1. Илюхин Иван Павлович. Инструктор парашютист, ст. инструктор.2. Петров Игорь Александрович. Пилот – буксировщик, 1909, среднее.
3. Петрушин Алексей Герасимович. Пилот – планерист, 1910, 7 классов
4. Пупкевич Карл Феликсович. Инструктор-летчик, планерист. 1910, среднее,
5. Хрусталев Яков Кузьмич. Пилот буксировщик, общественник, авиатехник при ППК, 1908, 8 кл.
6. Смирнова Маргарита Сергеевна. Инструктор – парашютист.

Решение Исполкома Омского областного совета депутатов трудящихся. Август 1946 г.
«По вопросу открытия в г. Омске аэроклуба Осоавиахима.
 В соответствии с решением Совета Министров СССР от 31 июля с.г. исполком Омского областного совета депутатов трудящихся после ознакомления с состоянием аэродрома и подсобных помещений Омского областного парашютно-планерного клуба Осоавиахима решил:
 Просить ЦС Осоавиахима СССР открыть в г. Омске аэроклуб Осоавиахима на базе Омского областного парашютно-планерного клуба Осоавиахима, который в настоящее время располагается:
         аэродром (летное поле 1х1 км) с 2 ангарами вместимостью  25 легкомоторных самолетов, требующих ремонта со сметной стоимостью в 47250 руб;
         бензохранилище на 100 тон горючего требует ограждения и подлежит ремонту;
         3-мя домиками летнего типа общей полезной площадью в 82 м2 для общежития постоянного состава;
         и другими мелкими постройками.
Исполком берет на себя обязательство:
1. Для размещения управления штаба аэроклуба и классов постоянного состава передать на баланс Осоавиахима 2-х этажный дом по ул. Подгорная, 1.
2. Построить в 1946 году на территории аэродрома помещение капитального типа для авиамастерских.
3. Обеспечить весь летно-технический состав жильем путем строительства новых жилых домов.»

Послевоенные годы это годы строительства и расширения аэродрома. В апреле 1947 года приказом ЦС Осоавиахима Омский парашютно-планерный клуб был реорганизован в Омский аэроклуб. 

С 1 января 1949 года на основании Постановления  Совета министров СССР в связи с ликвидацией Осоавиахима Омский аэроклуб перешёл в ведение ДОСАВ - Добровольного общества содействия авиации. 

В 1960 г. Омскому областному аэроклубу после ликвидации Омского военного авиационного училища передан аэродром в п. Марьяновка.

В последующие годы на аэродроме были построены казарма лётно-технического состава, двухэтажное здание для курсантов и медпункт. На площадке перед казармами находились тренировочное оборудование, лопинги, трапеции, парашютная горка, трамплины, парашютные тренажёры АКТЛ (наземный авиационный катапультный тренажёр летчика).

         1980 год ознаменовался тем, что в авиагородке были построены новая столовая и казармы. В казарме находились учебные классы. 

         Учебный авиационный центр каждый год по заказу Министерства обороны СССР осуществлял подготовку лётчиков запаса. Курсанты проходили обучение в течение двух лет. Многие из них поступили в военные авиационные училища, а некоторые из них поступили в гражданские лётные училища. 

25 сентября 1991 года ДОСААФ был переименован в РОСТО (Российская оборонная спортивно-техническая организация). В соответствии с директивой Министра обороны СССР от 20 сентября 1991 года № Д-20 и приказом председателя Омского областного совета РОСТО  от 1 ноября 1991 года № 168 учебный авиационный центр был ликвидирован и преобразован в Омский аэроклуб. Была прекращена подготовки лётчиков из числа призывников. Опытные кадры вынуждены были уволиться.  Однако аэроклуб продолжал работать. Лётчики обучались и тренировались на самолётах Як-52, Як-18т, Ан-2 и вертолётах Ми-2. Материальная база состояла из трёх самолётов Як-52, одного Як-18т, двух Л-29, двух Ан-2, двух Ми-2, автомобильной и специальной техники. 

25 января 2003 года Омский аэроклуб учредил Омское региональное общественное образовательное учреждение «Учебно-авиационный центр» (ОРООУ «УАЦ»), которое на основании решения суда о прекращении общественного объединения № 2-4701/2010 от 29 октября 2010 года был ликвидирован 30 июня 2011 года 

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от            28 ноября 2009 года № 973 «Об Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» РОСТО был преобразован в ДОСААФ.

19 июня 2012 года Омский аэроклуб был преобразован в Омское региональное общественное учреждение дополнительного профессионального образования «Омский       аэроклуб Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ОРОУ ДПО «Омский аэроклуб ДОСААФ России»), которое прекратило свою деятельность                 10 февраля 2015 года на основании решения суда от 20 ноября 2014 г. (однако Омский аэроклуб свою фактическую деятельность не прекращал до конца                        2015 года). 

Решением ЦС ДОСААФ России и Регионального отделения ДОСААФ в Омской области от 19 февраля 2016 года была образована Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Омский авиационно-спортивный клуб Общероссийской общественно-государственной организации “Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России”». Зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц 19 апреля 2016 года.

Сотни выпускников и инструкторов аэроклуба героически сражались на различных фронтах. Среди Героев Советского Союза есть 9 выпускников и два инструктора Омского аэроклуба:

выпускники: Аксёнов Константин Филиппович, Анисов Владимир Фомич, Берников Михаил Михайлович, Быстров Николай Игнатьевич, Гапоненко Даниил Васильевич, Кузнецов Николай Васильевич, Лозоренко Борис Иванович, Проскуряков Иван Герасимович;

инструкторы Макаров Михаил Афанасьевич и Распопова Нина Михайловна.

Омским областным аэроклубом руководили Герои Советского Союза Кузнецов Петр Нифонтович (03.12.1946 – 01.04.1947 г.г.),  Киреев Алексей Иванович (01.04.1947 -      ) и начальник летной части аэроклуба Редченков Петр Степанович (01.04.1946 – 03.11.1951 г.г.)

Звание Героя России присвоено выпускнику Омского учебного авиационного центра 1981 года Ващуку Юрию Михайловичу, заслуженному летчику – испытателю ОКБ им. Сухого.